К началу июля 2024 года степень загрузки складских площадей у логистических операторов России достигла рекордной отметки – 96%. К такому выводу пришли в агентстве NF Group, анализируя данные за период с конца сентября 2023 года до конца июня 2024 года.
По данным аналитиков, за это время складская загруженность у участников отрасли выросла на 3%.
“Высокий спрос на услуги 3PL-провайдеров обусловлен минимальным уровнем свободных площадей на рынке складской недвижимости и существенным ростом арендных ставок. При этом с начала 2024 года объём сделок со складской недвижимостью со стороны логистических компаний сократился более чем в три раза – до 133 тыс. кв. метров, ввиду отсутствия свободного предложения для аренды”, – отмечается в исследовании.
В NF Group констатируют, что уход международных логистических компаний не оказал негативного влияния на отечественный рынок контрактной логистики, поскольку ушедшие игроки обслуживали в основном собственных корпоративных клиентов, которые постепенно завершают деятельность в России.
«Спрос на 3PL-услуги растёт за счёт увеличения объёмов грузов у российских компаний на фоне почти нулевой вакансии на складском рынке. При этом многие просто не могут арендовать дополнительные площади. По сравнению с европейским рынком доля логистических операторов в совокупном объёме сделок по итогам первого полугодия составляет всего 5%, в то время как за рубежом их доля достигает 45%», – отмечают эксперты.
При этом на сделки с транспортно-логистическими компаниями традиционно приходится в среднем до 15% от общего объёма складских контрактов. В связи с недостатком свободных качественных объектов объём спроса на склады со стороны 3PL-игроков с начала 2024 года сократился в 3,2 раза и составил 133 тыс. кв. м, подсчитали аналитики.
По их словам, логистические провайдеры не готовы арендовать новые складские комплексы, в том числе формата build-to-suit, из-за высокой ставки аренды. Итоги опроса, проведённого NF Group, показали, что при запуске нового склада площадью 10 тыс. кв. м со ставкой аренды 14 тыс. руб. за кв. м в год (включая OPEX и НДС), стоимость хранения одной палеты увеличилась бы на 26% – до 33,6 руб. в сутки, а механизированных погрузочно-разгрузочных работ – на 9%, до 210,4 руб. за тонну.
“К тому же большая часть площадей, которые они используют для оказания услуг, является арендуемыми складами (54%). Примерно 32% складов находятся в собственности у логистов, а оставшиеся 14% – собственные склады компаний”, – указывают в агентстве.