Производство и продажи на российском рынке отечественной дорожно-строительной техники за 9 месяцев выросли на 22% при взлете импорта такой техники за чуть меньший период на 66%, сообщили в Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (Росспецмаш).
Ассоциация объединяет данные компаний, выпускающих 80% объема всей дорожно-строительной техники. По этим данным, российские заводы в январе-сентябре 2023 года выпустили техники для дорстроя на 65,2 млрд рублей (+22%). Отгрузки на внутренний рынок составили 59 млрд рублей, что также на 22% превысило показатель за аналогичный период 2022 года.
Рост в количественном выражении с начала года зафиксирован в отгрузках кранов-трубоукладчиков (в 4,1 раза), экскаваторов (на 99%), дорожных катков (на 22%), кранов-манипуляторов (на 21%), мини-погрузчиков (на 16%), фронтальных погрузчиков (на 6%) и экскаваторов-погрузчиков (на 1,6%). Снизились за тот же период поставки автогрейдеров (на 27%), телескопических погрузчиков (на 21%), гусеничных бульдозеров (на 19%), автокранов (на 1,6%)
"Общий рост выпуска и продаж российской строительно-дорожной техники связан с сохранением высоких объемов строительства и реализацией масштабных инфраструктурных проектов", - отмечают в Росспецмаше.
Вместе с тем, представители интересов российских производителей продолжают сетовать на "проблему агрессивного импорта", который с января по июль вырос на 66%, до 254 млрд руб. "Это негативно влияет на темпы производства российской строительно-дорожной техники и уже привело к снижению продаж по отдельным ключевым видам машин. Импорт доминирует в таких сегментах, как автогрейдеры, экскаваторы, дорожные катки, фронтальные погрузчики, асфальтосмесительные установки. Доля, которая приходится на зарубежные поставки этой техники, варьируется от 65% до 94%", - отмечают в ассоциации.
Российские заводы, считает Росспецмаш, находятся в неравных условиях конкуренции с иностранными компаниями. "Если сравнивать с Китаем, то там средняя налоговая нагрузка составляет 20%, в России - 47,7%, средняя стоимость кредита 0,05%, в России - 12%. В Китае ниже НДС, чем в России, а экспортная поддержка там гораздо выше. Поэтому в КНР намного выгоднее выпускать машины и комплектующие", - объяснили в Росспецмаше.
Там также констатируют отсутствие производства в России ряда ключевых компонентов для дорожно-строительной техники или их недостаточный выпуск.