С 1 декабря 2024 года в России планируют проиндексировать тарифы на железнодорожные перевозки грузов.
Соответствующие изменения содержатся в подготовленном ФАС проекте распоряжения правительства РФ. Согласно документу с 1 декабря тарифы на ж/д грузоперевозки должны вырасти на 13,8%.
По данным “Коммерсанта", эта цифра уже включает целевые надбавки. Имеющиеся надбавки, а именно 1,5% на корректировку налогового законодательства, 7% на капремонт и 1% на транспортную безопасность, с 1 декабря будут закреплены в прейскуранте на постоянной основе и включены в индексируемую базу, отмечает издание.
Также с 1 января запланирован рост тарифов на 5% на контейнерные перевозки и перевозки минерально-строительных грузов. Кроме того, планируется проиндексировать на 10% тарифы на порожний пробег универсального подвижного состава.
При этом решение по корректировке тарифов на порожний пробег не распространяется на перевозки порожних цистерн и специализированного подвижного состава и не отразится на перевозках нефтепродуктов, отмечают разработчики инициативы
«Изменение тарифов на порожний пробег универсального подвижного состава направлено на операторов подвижного состава, а не на экономику грузоотправителей», — утверждают авторы.
Как следует из пояснительной записки, в 2023 году ключевые операторы рынка получили суммарную прибыль в размере около 230 млрд руб. При формировании ставок за предоставление вагонов в пользование ж/д перевозчики ориентируются прежде всего на свою целевую доходность, говорится в документе.
Повышение тарифа на порожний пробег позволит «более справедливо распределить экономический эффект для участников транспортного рынка», а изменение инфраструктурной составляющей в конечной цене продукции не превысит 0,7%, следует из проекта постановления кабмина.
В самом ОАО “РЖД” предстоящее повышение тарифов объясняют необходимостью исполнения обязательной инвестиционной программы на 2025–2030 годы. Её текущая версия предусматривает инвестиции в объёме 7,9 трлн руб., что на 36% меньше предыдущих планов (12,4 трлн). Между тем в Минэкономики РФ предлагают сократить программу ещё на 2,2 трлн – до 5,7 трлн руб.
фото: FESCO