Страны Северной Африки «ненасытно» скупали дизельное топливо и другие нефтепродукты российского производства после сокращения импорта европейскими покупателями, пишет The Wall Street Journal. WSJ приводит данные по отгрузкам нефтепродуктов за период до 5 февраля, когда еще не вступили в силу санкции против российского топлива, и реэкспорт продукции запрещен не был.
Как отмечает газета, импорт Марокко дизельного топлива вырос с 600 000 баррелей в 2021 году до 2 млн баррелей в январе, а в феврале, по данным Kpler, ожидается ввоз минимум 1,2 млн баррелей. Тунис, который в 2021 году почти не закупал нефтепродукты из России, в последние месяцы импортирует дизель, газойль, бензин и нафту. Так, в январе страна импортировала 2,8 млн баррелей российского топлива, и, как ожидается, в текущем месяце импортирует еще 3,1 млн баррелей. В Алжире и Египте тоже наблюдается рост импорта, пишет WSJ.
Рост закупок Тунисом и Марокко совпал с увеличением экспорта нефтепродуктов из этих стран, что вызвало опасения в смешивании продукции из России с другими нефтепродуктами и реэкспорте в другие страны, пишет WSJ. Марокко в январе поставил 280 000 баррелей дизельного топлива на Канарские острова Испании и еще 270 000 баррелей в Турцию. Конечное происхождение грузов установить не удалось, пишет WSJ.
Старший нефтяной аналитик Kpler Виктор Катона указывает на то, что Северная Африка импортирует слишком большие объемы топлива для собственных потребностей.
«Поверьте мне, мы не наблюдаем какого-то возрождения в нефтепереработке Магриба», — подчеркнул аналитик.
Как отмечает старший вице-президент Rystad Energy Хорхе Леон, из-за возросшего импорта российского топлива типичные поставщики в Северную Африку оказались вытеснены, что может говорить о поставках из России по более низким ценам.
Порты Северной Африки — идеальное место для экспорта подсанкционной продукции, так как идущие из Балтийского моря российские корабли тратят на путь до них ненамного больше времени, чем до портов Европы, подчеркивает издание. Такой путь позволяет России не сталкиваться с повышением транспортных издержек и не дает российскому флоту «увязнуть» в длительных рейсах в Азию и другие регионы.