Дорогами Победы. Подвиг военных автомобилистов Великой Отечественной

В годы Великой Отечественной шоферы играли важную роль в снабжении армии и повышении ее мобильности. Они выполняли задания не только в тылу, но и под огнем врага на передовой. В сегодняшнем материале расскажем про удивительные подвиги военных автомобилистов. Вы узнаете, как они доставляли хлеб по «Дороге жизни», обеспечивали перевозку орудий, спасали раненых.


Великая Отечественная была «войной моторов», где победа в сражении во многом зависела от маневренности войск. Обеспечить быструю переброску пехоты, артиллерии и снабжения от эшелонов до линии фронта могли только автомобили. В 1941 году основными моделями автотранспорта в войсках стали знаменитые полуторки ГАЗ-АА и грузовики ЗИС-5, уважительно прозванные солдатами «Захар Иваныч». С 1943 года начались масштабные поставки американских грузовиков марки «Студебеккер», ставших самой массовой машиной Красной Армии заключительного периода войны и заслуживших у шоферов прозвище «короля фронтовых дорог».


Подвиги военных автомобилистов

Автотранспорт применялся во всех родах войск. Для танкистов и летчиков шоферы доставляли горючее и снаряды. Особенным уважением пользовались «летучки» — так называли специальные ремонтные грузовики, представлявшие собой передвижную мастерскую на колесах. Они могли в кратчайшие сроки устранить повреждения танков в полевых условиях. Восстанавливать машины требовалось не только у линии фронта, но и непосредственно на поле боя. Из-за чего работа экипажей «летучек» была крайне опасной. От водителя требовалась смелость и хладнокровность, чтобы проехать под вражеским обстрелом и помочь танкистам.


В артиллерии военные автомобилисты в первую очередь обеспечивали транспортировку орудий и боеприпасов. О том, насколько трудной была эта работа, ярко свидетельствует история Героя Советского Союза Филимона Земляных. В августе 1944 года он участвовал в обороне населенного пункта Богачи Латвийской ССР.


В разгар сражения шофер прорвался к батарее на грузовике со снарядами. Он увидел, что расчет одного из орудий погиб. Тогда красноармеец зарядил пушку и открыл огонь по наступающей бронетехнике. В одиночку он подбил два танка врага. Ответным огнем противник поджег автомобиль Земляных. Тогда отважный водитель бросился к машине и потушил ее. Затем он погрузил в кузов шесть тяжелораненых товарищей и вывез их из-под обстрела. За свой подвиг Филимон Иосифович Земляных был удостоен звания Героя Советского Союза.


Одним из наиболее драматичных подвигов военных автомобилистов стало снабжение Ленинграда по «Дороге жизни». В суровых погодных условиях, под ударами немецких бомбардировщиков, они бесперебойно доставляли хлеб в осажденный город. Каждая полуторка везла продовольствие на десять тысяч пайков. На обратном пути шоферы спасали раненых и изнуренных голодом жителей. Условия работы шоферов были крайне трудными, вот что вспоминал водитель Леонид Баркович:

«Пока машину загружали и разгружали, можно было хоть немного подремать, положив голову на баранку руля».


Свой вклад в Победу внесли и водители легковых автомобилей. Юркие полноприводные ГАЗ-64, прозванные на фронте «козликами», перевозили донесения, легкие орудия и командный состав. С 1943 года широкое применение получили американские внедорожники марки «Виллис». За годы Великой Отечественной военные автомобилисты перевезли на фронте около 145 миллионов тонн грузов, сотни тысяч солдат. Многие из них были награждены орденами и медалями, а 11 человек удостоены звания Героя Советского Союза.


Увидеть легендарные машины времен Великой Отечественной и узнать больше о подвигах военных автомобилистов вы сможете на экспозиции Музея Г.О.Р.А., филиала Музея Победы.

Источник