Ужесточение коснется не только таможенных платежей, но и правил сертификации автомобилей для российского рынка. Компаниям придется для ввоза машин оформлять одобрение типа транспортного средства — ОТТС, серьезный документ, получение которого сопряжено с множеством дополнительных расходов. Как на нововведение отреагирует рынок?
Параллельный импорт китайских машин — в том числе не представленных на российском рынке — ждут большие перемены. В России с 1 апреля ужесточат правила ввоза китайских автобрендов.
Причем это касается не только таможенных платежей, о которых мы уже рассказывали, но и правил сертификации автомобилей для российского рынка. Послабления правительства в сфере параллельного импорта для поставок китайцев юрлицами отменяют. Компаниям придется для ввоза машин оформлять одобрение типа транспортного средства — ОТТС.
Означает ли это конец параллельного импорта для китайцев? Что нужно, чтобы оформить ОТТС? И как на это нововведение реагирует рынок?
До 1 апреля компании продолжат ввозить в Россию по параллельному импорту китайские машины, оформляя при этом заключение об оценке единичного транспортного средства (ЗОЕТС), — документ, который можно заказать удаленно, быстро и сравнительно недорого в коммерческих лабораториях. Без него не оформить электронный ПТС.
Но с первого числа вместо этой бумаги юрлицам нужно будет получать другую ОТТС, то есть одобрение типа транспортного средства. О том, что это за документ, главный редактор журнала «За рулем», Максим Кадаков:
«ОТТС — это сложная история, это большие деньги, это большие расходы, испытания, сертификация и так далее. Ни один параллельщик это ввозить не будет. ОТТС выдает сертификационный орган — его можно оформить в НАМИ. То есть надо привезти машину там, допустим, на Дмитровский полигон, провести все недостающие испытания. Авто, может быть, 30 млн стоит. Чтобы получить ОТТС, вам надо разбить три автомобиля в ходе краш-тестов при испытаниях на пассивную безопасность. Это уже стоимость трех автомобилей. Плюс еще куча других сертификационных испытаний, бумаготворчество и тому подобное. То есть все эти затраты потом разбиваются на количество ввезенных автомобилей. Сертификация долго идет — она полгода может идти. Потому что часто сертификационные органы перегружены этими заказами».
Но главное — ОТТС невозможно оформить без разрешения завода-производителя. Причем если машина выпускается на одном китайском заводе, ОТТС привязывается именно к нему. И для ввоза такой же, но с другого производства, нужно получать новый ОТТС.
То есть история, когда рядом с салоном официального дилера другие импортеры торгуют такими же машинами, но на миллион дешевле — привезенными по параллельному импорту, со льготной растаможкой, без русификации и гарантии, — эта история с апреля закончится. Льготной таможни не будет, ОТТС стоит дорого. Но эта история закончится и для тех компаний, кто ввозил официально не представленные марки.
А вот для физлиц таких заградительных мер нет. Они продолжат ввозить машины, оформляя на них лишь Свидетельство о безопасности колесного транспортного средства. Этот документ можно получить быстро, во многих лабораториях. Конечно, этим могут воспользоваться и компании. Продолжает автоэксперт Артем Бобцов:
«Бренд Geely Monjaro — это самый популярный на сегодняшний день кроссовер средний размерный. Его ввозило, по разным прикидкам, от 30 до 40 юрлиц, продавцов, серые дилеры так называемые. Теперь им нужно будет оформлять ОТТС, ОТТС они оформлять не будут, потому что это дорого и долго, они будут ввозить машины на физиков. Но там есть ограничения тоже. Физлицо не может ввезти больше одного автомобиля в год. Если он ввозит больше, он будет платить больше. То есть им каждую машину нужно будет ввозить на нового физика, но если они продают, допустим, 30-40 машин в месяц, представляете, да, каждый месяц нужно искать 30-40 новых физиков. Это маловероятно. Эти компании ввоз прекратят, но останутся просто частники, которые возят машины на себя, на членов своих семей, там еще и так далее. Ну это штучные продажи, единичные. Рынок, да, отчасти схлопнется».
Впрочем, в случае с машинами, официально не представленными в России, новая схема бизнеса может быть и такой: компания находит физлиц, на которых оформляет покупку и ввоз наиболее ходовых моделей. С оформлением СБКТС. А потом перепродает реальным покупателям, просто доплатив утильсбор по повышенной ставке.
Рынок сейчас озабочен не только новыми правилами сертификации, но и повышением с апреля таможенных платежей, говорит замгендиректора по продажам новых авто группы «Авилон», Алексей Стариков:
«Ажиотажа мы сейчас не наблюдаем. Я считаю, что сейчас есть некая настороженность в приобретении автомобилей, которые привезли с занижением таможенной стоимости, потому что существует риск, что будут значительны неуплаченные ранее налоги впоследствии, покупатели с опаской смотрят сейчас на приобретение этих автомобилей. Цены не подскочили, наоборот, все хотят избавиться быстрее от этих автомобилей, может быть, даже будут больше скидывать цены на эти машины, потому что они имеют риск, что за них придется доплачивать».
Таким образом, новые правила по ввозу еще не вступили в силу, а параллельный импорт китайских автомарок уже просел.