РОССИЯ И ИРАН РАЗВИВАЮТ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ПРОЕКТА КОРИДОРА «СЕВЕР-ЮГ»

Представители России и Ирана провели серию переговоров о развитии транспортно-логистического сотрудничества на Каспии.

1 октября завершился официальный визит руководства АО «ОЭЗ «Лотос» – управляющей компании Каспийского кластера в Тегеран по приглашению иранской стороны для обсуждения вопросов развития международного транспортного коридора «Север-Юг».

Сообщается, что при поддержке Торгового представителя Российской Федерации в Исламской Республике Иран Рустама Жиганшина состоялось совещание в министерстве дорог и городского развития Ирана при участии заместителя министра Шахрана Адамнежада и генерального директора компании «Национальные железные дороги Ирана» Саида Расули.

На состоявшейся встрече руководитель АО «ОЭЗ «Лотос» Сергей Милушкин проинформировал коллег, что одним из главных мероприятий в России, направленных на развитие международного транспортного коридора «Север-Юг», является создание портовой особой экономической зоны в Астраханской области.

«Было соответствующее поручение руководства страны, потому что в России нет современной портовой инфраструктуры на Каспии с льготами и преференциями. Есть якорный резидент, который реализует проект по строительству современного порта с контейнерным терминалом. Ведутся переговоры по созданию транспортно-логистических центров и реализации других проектов в портовой ОЭЗ. Идут проектно-изыскательные работы для строительства первого этапа инженерной инфраструктуры. Мы планируем, что сможем принимать грузы уже в конце 2023 года. Однако для запуска МТК «Север-Юг» необходимо последовательное снятие ряда ограничений, и здесь важным условием является создание Единого оператора», – пояснил он.

О строительстве современного порта с контейнерным терминалом в портовой ОЭЗ, как сообщается, рассказал генеральный директор ООО «Портово-логистическая компания «Каспий» Олег Савченко. Он отметил важность иранского опыта развития портовых мощностей на Каспии и высокий потенциал наращивания грузоперевозок по МТК «Север-Юг» через территории России и Ирана. «Вместе мы создадим новый торговый путь, который изменит мировую логистику и позволит нашим странам выйти на новый уровень торгово-экономического сотрудничества», – комментирует он.

Мнение российского логистического сообщества на совещании озвучил генеральный директор ООО «Котлин СК» Павел Ишков. Он отметил, что пандемия затормозила мировые перевозки: грузов стало больше, а мест на судах меньше. «Сейчас самое время запускать перевозки из Индии через Иран в Европу. Стоимость сопоставима с перевозками через Суэцкий канал, а время в пути меньше», – добавил он.

Представители Исламской республики Иран, со своей стороны, отметили, что в стране уделяется много внимания развитию МТК «Север-Юг», расширяются портовые мощности, развивается сеть железных дорог. Заместитель министра дорог и городского развития Ирана Шахран Адамнежад поддержал проводимую российской стороной работу и поблагодарил за конструктивную встречу. Иранская сторона согласилась с необходимостью создания Единого оператора коридора для последовательного снятия ограничений и развития маршрута.

После совещания российской делегации продемонстрировали программное обеспечение для отслеживания железнодорожных перевозок в режиме реального времени и провели экскурсию на поезде в логистический центр и сухой порт «Априн». Он находится в 20 км от Тегерана и рассматривается как перспективный транспортно-логистический центр на МТК «Север-Юг», соединяющий портовые города Ирана с центром страны сетью железных дорог.

В рамках визита в Иран также состоялась встреча с секретарём Верховного совета по делам особых и свободных экономических зон Ирана Саидом Мохаммадом, представителями иранского фонда «Мостазафан» и холдинга «Парсиан».

«Мы провели конструктивные переговоры в Иране и заручились поддержкой в организации грузоперевозок по МТК «Север-Юг» и развитии Каспийского кластера особых экономических зон. Появилось понимание по грузовой базе на ближайшую перспективу и инфраструктурных возможностях Ирана, есть подтверждение обеспечить наилучшие условия для перевозки грузов по территории Ирана, в том числе комфортные тарифы. Также имеется большая перспектива для реализации иранскими компаниями своих проектов в портовой и промышленной ОЭЗ», – так прокомментировал итоги визита в Иран генеральный директор АО «ОЭЗ «Лотос» Сергей Милушкин.

Ещё одним значимым событием в сфере развития транспортно-логистического сотрудничества России и Ирана стало подписание в конце октября Меморандума о взаимопонимании и установлении побратимских отношений между иранским портом «Астара» и АО «Астраханский Морской Порт».

По сообщению Агентства ИРНА, подписи под Меморандумом поставили начальник Генерального управления Организации портов и мореплавания Ирана в провинции Гилян Хамидреза Абаи и генеральный директор АО «Астраханский Морской Порт» Анатолий Ульянов.

Начальник Генерального управления Организации портов и мореплавания Ирана в провинции Гилян заявил, что документ будет способствовать взаимному увеличению грузооборота между портами, развитию транзита товаров и контейнеров по международному транспортному коридору «Север-Юг», координации совместной деятельности с учётом географического положения и существующих мощностей, решению вопросов взаимодействия судоходных, транспортно-экспедиторских и подрядных компаний двух стран.

Отмечается, что в церемонии приняли участие Генеральный консул Исламской Республики Иран в г. Астрахань Мехди Акучекиан, начальник Генерального управления по транзиту, логистике и соглашениям Организации портов и мореплавания Ирана Хосро Сараи, министр промышленности и природных ресурсов Астраханской области Денис Афанасьев, заместитель руководителя регионального агентства международных связей Илья Торопицын.

Источник