Российский авторынок: импорт японских и китайских марок бьет рекорды

Поставки по параллельному импорту подержанных японских машин резко увеличились. Так, согласно информации Министерства финансов Японии, на которую ссылается ТАСС, за апрель 2023 года в РФ было поставлено порядка 20 тысяч японских автомобилей, что показывает рост более чем на 77% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одновременно растут продажи китайских марок. Что будет с ценами на японские машины и какими темпами «китайцы» завоевывают российский авторынок.

Рост цен на иномарки продолжится

По информации японского Минфина, экспорт в РФ в апреле 2023 года составил более 20 тысяч. автомобилей. Также россияне импортировали из Японии 827 грузовиков и автобусов.

Вместе с тем доцент департамента экономической теории, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин подчеркивает, что официально японские компании в первом квартале 2023 года не поставили в Россию ни одного нового автомобиля.

«Таким образом, мы можем сделать вывод, что основной вклад в повышение экспорта японских автомобилей в РФ внесли продолжающиеся поставки транспортных средств по процедуре “параллельного импорта” и всплеск спроса на подержанные авто с японского рынка на фоне закрытия официальных представительств японских автобрендов в РФ и приостановки продаж в 2022 году», – прокомментировал ситуацию экономист.

Он отмечает, что последнее обстоятельство привело к резкому дефициту импортных новых автомобилей на российском рынке, не только из Японии, но и из Европы, и послужило причиной резкого роста цен на новые автомобили – в среднем на 70-100% в зависимости от сегмента рынка. В результате фокус внимания покупателей сместился с новых авто, которые для существенной доли клиентов авторынка стали просто недоступными, на подержанные. При этом цены на них за последний год выросли в среднем на 40-60 %.

«По нашему мнению, рост цен, скорее всего, продолжится при сохранении текущих тенденций пропорционально волатильности курса рубля», – полагает эксперт.

 То есть при дальнейшем ослаблении курса рубля, импортные автомобили будут дорожать. 

Причины резкого роста спроса на подержанных «японцев»

Кандидат экономических наук, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин резкое увеличение ввоза автомобилей из Японии в РФ в апреле 2023 года связывает с тем, что японские подержанные машины являются для некоторых граждан единственной возможностью приобретения личного транспортного средства с учетом кратного роста стоимости новых авто за последнее время. 

«Подстегнутый угрозами практически полного запрета экспорта в нашу страну, обсуждаемого недавно странами «Большой семерки», спрос резко возрос в моменте, подогретый инфляционными ожиданиями и нестабильностью валютных курсов», – объясняет эксперт.

Тренд на китайские автомобили

В настоящее время лидерами среди стран-экспортеров новых авто выступает КНР, подержанных машин – Япония и Южная Корея. При этом две последние страны ввели достаточно жесткие ограничения на экспорт автомобилей в РФ. Китай же, наоборот, воспользовавшись безвыходной для российских автолюбителей ситуацией, наводнил рынок РФ своими брендами. И в данном случае это не претензия, а констатация факта. Любая другая страна на месте Поднебесной тоже с радостью бы воспользовалась предоставленной возможностью оккупировать столь масштабный и практически опустевший авторынок.

По информации «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»), который проанализировал апрельские продажи в РФ автомобилей китайского производства, лидером рынка во второй весенний месяц остался автоконцерн Chery. Его продажи выросли в 8 раз (9,2 тыс. шт.) по сравнению с апрелем прошлого года. На втором месте оказался Haval, показавший девятикратный рост (7,4 тыс. шт.), и Geely, нарастивший продажи в 8 раз (6,1 тыс. шт.).

Тренд на экспансию китайскими авто российских дорог мы видим на улицах и во дворах, где они стали появляться, обращая на себя внимание своими внушительными размерами. Кроме того, по наблюдениям, если ранее при обсуждении автомобилей китайского производства многие россияне корчили недовольную гримасу и говорили: «только не это», то сейчас они задумались о покупке таких машин и посещают тест-драйвы. Наверное, работает пословица «на безрыбье и рак рыба», которую можно перефразировать как «на безрыбье, и «китаец» – автомобиль».

Источник