«Зорко лишь одно сердце. Самого главного глазами не увидишь», -- эти слова Антуана де Сент-Экзюпери невольно вспоминаешь, общаясь с сотрудниками предприятия, где больше половины работающих – инвалиды, большинство со слабым зрением. Они делают обычные вещи, необходимые в повседневной жизни: электрооборудование, швейную фурнитуру, шпильки и булавки. Но за простыми вещами, созданными руками этих людей, кроется какая-то тайна, не видимая поверхностному взору. Понять её можно только душой. Сегодня на острие «настоящей, классической булавки» (так говорят об этой фишке предприятия его сотрудники) – средоточие человеческих судеб.
Обеспечить работой и заботой
Зарплата скромная, условия труда – не самые фешенебельные, перспективы выживания компании не очень отчётливые. Что же удерживает здесь людей, почему они относятся к этой работе как к родному дому? У Кащея Бессмертного в острие иголки был сокрыт секрет его смерти. У людей, создающих «классическую булавку», вокруг неё и иной разнообразной продукции строится вся жизнь. На обеих производственных площадках столичного производственного объединения «Металлпластизделие» (на 2-й Хуторской улице и на Планерной) их обеспечивают работой и заботой. Здесь они общаются, как в родной семье, вместе отдыхают, занимаются в кружках по интересам (например, учатся читать по азбуке Брайля, приобщаются к поэзии и т. п.). «Всем здесь нравится работать – домашняя обстановка, люди добрые, мы все дружны», -- говорит мастер 2-го цеха Лилия ЯКУШЕВА. Она работает на производственной площадке на 2-й Хуторской улице уже десять лет. Вспоминает, что устроилась чисто случайно, по объявлению. И хотя была возможность уйти на более высокую зарплату, тёплая атмосфера предприятия оказалась притягательнее.
Всё это и называется – социальное предприятие. Таким «Металлпластизделие» по сути является уже семьдесят лет. После Великой отечественной войны в стране было много инвалидов. Людям, вернувшимся с войны, потерявшим здоровье, надо было как-то встраиваться в мирную жизнь. Созданное в 1951 году «Металлпластизделие» было задумано именно с такой важной человеческой, общественной миссией. В 2008 году два учебно-производственных предприятия (№6 -- на 2-й Хуторской улице и №9 -- на Планерной) объединились.
Генеральный директор предприятия Сергей МАЛАЙ объясняет: «Сложно организовать работу социально уязвимых граждан, людей с потерей зрения – наиболее уязвимых». В момент создания предприятия, в 1951 году, поясняет Сергей Иванович, здесь работали люди «сплошь с потерей зрения». Они лишились его на войне.
Изначально задача предприятия, где работают инвалиды, -- «обучить слепого человека, который потерял жизненную ориентацию, научить жить» - так объясняет гендиректор миссию социального предприятия. «Наша задача – трудовая реабилитация, социальная и медицинская», -- добавляет он. Эта триединая задача требует усилий и затрат. Инвалида обучают профессиональным навыкам, приобщают к работе. Ему обеспечивают социальную поддержку, в том числе вне производства. На площадках объединения есть медпункты, и в случае необходимости в любой момент работник может получить немедленную медпомощь.
Компании, решающие не только коммерческие, но и социальные задачи, называют сегодня социально ответственным бизнесом. «Металлпластизделие» как раз таковым и является, хотя официального статуса социального предприятия пока не имеет. Однако скоро получит: как рассказал гендиректор, 12 марта предприятие подало в Департамент предпринимательства и инновационного развития правительства Москвы документы, необходимые для оформления такого статуса. Это оказалось возможным только после включения «Металлпластизделия» в реестр МСП – малых и средних предприятий. К счастью, в прошлом году в законодательстве произошли изменения, которые позволили это сделать. Раньше к МСП не могли быть причислены предприятия, у которых единственным учредителем является общественная организация (учредитель «Металлпластизделия» -- Всероссийское общество слепых).
Нести бремя социальной ответственности становится всё труднее. С переходом страны к рыночной экономике разрушились былые кооперационные связи, появились конкуренты, причём не всегда добросовестные. «Мы оказались один на один с рыночными законами. Мы потеряли заказы, у нас появились конкуренты, которые несут меньшие затраты на единицу продукции – ведь у них работают не инвалиды», -- рассказывает генеральный директор, возлгавляющий "Металлпластизделие уже 22 года. До перехода к рынку загрузка предприятия обеспечивалась государственными заказами, сейчас их приходится находить самим.
На заготовительном участке, где готовят детали для швейной фурнитуры, ещё в 2013 году оборудование работало в три смены, рассказала мастер Лилия Якушева. Сейчас некоторые станки стоят не загруженными. На участке упаковки готовой продукции, с которого начинала свой трудовой путь на этом предприятии Лилия, в 2009 году работало трое -- сейчас одна упаковщица справляется. «У нас нет покупателей», -- поясняет Лилия. Производственные мощности не задействованы в полную силу; нет заказов.
Предприятие несет затраты на трудоустройство инвалидов, и эти затраты ложатся на себестоимость продукции. В результате растёт её цена. По словам гендиректора, затраты на организацию и сохранение рабочих мест инвалидов составляют 10 млн. рублей в год. Инвалиды имеют более низкую производительность труда, их рабочий день короче, чем у обычных сотрудников. И несмотря на высокое качество продукции по всей ассортиментной линейке, «Металлпластизделие» проигрывает конкурентам: у них цены оказываются ниже. «Мы начали проигрывать ценой, но выигрывать качеством», -- поясняет Сергей Малай.
А можно ли восстановить разрушенные кооперационные связи? «Не хотят с нами работать. Раньше – обязывали», -- отвечает гендиректор. Сегодня никто никого обязать не может. Однако в столице, развивающей сейчас инфраструктуру так бурно, как никогда и не видывали, наверняка можно найти «кусочек» заказа на продукцию «Металлпластизделия» -- например, на светотехническое оборудование, предназначенное для жилищно-коммунального сектора. Широкий ассортимент такого оборудования выпускают на одной из двух площадок объединения (на улице Планерной). В числе этой продукции – светильники для жилищно-коммунального хозяйства, электропатроны, компоненты для автопрома.
Швейная фурнитура и галантерея (крючки, вешалки, пряжки, булавки и т. п.), которая производится на другой производственной площадке (на 2-й Хуторской улице) могла бы быть востребована на швейных предприятиях, выполняющих госзаказ; в мастерских, ателье. Вопрос в том, как помочь производственному объединению выйти на своего потребителя. Сегодня продукция «Металлпластизделия» попадает в торговые розничные сети только через посредников. Часть продукции уходит в регионы через мелкооптовые компании. Однако этого недостаточно для полной загрузки заказами.
«Поворот в нашу сторону»
Минувший год был для производственного объединения непростым, как и для всей экономики: по словам гендиректора, объёмы продаж сократились на 20 - 25%, зарплата – на 5 – 10%, численность работающих – на 3%.
«Металлпластизделие» ищет пути продвижения продукции, в том числе с использованием цифровых технологий. При поддержке Союза работодателей ЗАО и Торгового дома «Руста» продукция будет размещена на международном маркетплейсе ABCtica . Это интересная, перспективная возможность для небольших российских компаний: они могут бесплатно представлять себя на созданной недавно электронной площадке.
Если в 2021 году «Металлпластизделие» получит официальный статус социального предприятия, это даст ему дополнительные льготы и преференции. После включения в реестр МСП налоги на фонд оплаты труда снизились с 30% до 15%, а после получения статуса социального предприятия станут ещё ниже. Возмещение затрат на коммунальные платежи составит до 1 млн. рублей в год. Предприятию будет возвращаться 30% затрат на закупку нового отечественного оборудования.
Предприятие поддерживают Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей), депутат Госдумы, вице-президент Всероссийского общества слепых Олег СМОЛИН. От правительства Москвы в 2020 году был получен грант в размере 8 млн. рублей на закупку оборудования, предназначенного для изготовления оснастки.
Генеральный директор производственного объединения Сергей МАЛАЙ не теряет оптимизма: «Мы уже верим – поворот в нашу сторону». И при этом мечтает: «Если бы у нас был городской заказ!».
На вопрос о главном конкуренте Сергей Малай отвечает коротко: «Китай». За счёт чего же китайскому производителю удаётся конкурировать не только на российском рынке, но и в мире? Возможно, секрет в последовательной политике поддержки реального сектора экономики, малого предпринимательства, которую проводит Китай. Здесь на протяжении многих лет прилагают целенаправленные усилия, чтобы создать деловую среду, благоприятную для частного бизнеса. Правительство Китая сократило налоги и сборы на 2,36 трлн. юаней ($332,3 млрд.) в 2019 году, превысив намеченную цель (2 трлн. юаней или $281,6 млрд.).
Вот очередное подтверждение этой политики. Совсем недавно, 5 марта текущего года премьер Госсовета КНР ЛИ Кэцян выступил с докладом о работе правительства. Среди целей, намеченных на 2021 год, названо сокращение налогов на малый бизнес: Китай увеличит месячный объем продаж, с которых не взимается НДС, для небольших предприятий со 100 тыс. юаней до 150 тыс. юаней, сообщает Жэньминь жибао онлайн.
Шансы -- для всех
Человек, который пострадал от природы или в результате несчастья, способен и должен вписываться в общество, жить и работать. Люди с инвалидностью составляют десятую часть населения планеты. Вспомним хрестоматийные примеры представителей человечества, отмеченных необыкновенными талантами и профессиональными достижениями: слепой Гомер, автор «Одиссеи» и «Илиады»; глухой Людвиг ван Бетховен, один из наиболее исполняемых композиторов в мире; слабовидящий математик и астроном Галилео Галилей; Луи Брайль, создатель рельефно-точечного шрифта, благодаря которому незрячие люди всего мира могут читать и писать…
Когда людей с нарушением слуха, зрения или других физиологических функций называют людьми «с ограниченными возможностями», невольно задаёшься вопросом: а у кого они неограниченные? Наверно, только у Господа Бога. А нам, существам несовершенным, но стремящимся к совершенству, даны шансы. Те, кто руководит социальными предприятиями и поддерживает их, предоставляя людям шансы на выживание -- несомненно, увеличивают и свои собственные шансы: на самоуважение, на право называться человеком.
В Москве сегодня строится огромное количество объектов инфраструктуры, она развивается, удивляя приезжих поистине столичным размахом. В этом необъятном массиве работ заказы для предприятия с двумя сотнями людей -- капля в море. Если город таких колоссальных возможностей поможет социальному предприятию, под завязку загрузив его заказами, он поможет и себе – станет ещё гармоничнее, достойнее и благородней.
Любовь КИЗИЛОВА
Иллюстрации:
вверху – генеральный директор Сергей Иванович Малай; миллиардная булавка предприятия;
Фото «Свой проект»
Источник: https://www.sp-pressa.ru