МТК Север – Юг нужно избавить от барьеров

Международный транспортный коридор проходит через территорию нескольких стран. Стабильность и конкурентоспособность перевозок по его маршрутам зависят от степени консолидации всех заинтересованных сторон.

Пути к упрощению

Вопросы развития международного транспортного коридора Север – Юг обсуждались на заседании Совета по развитию транспортного комплекса в субъектах РФ.
Как рассказал заместитель министра транспорта России Валентин Иванов, в настоящий момент совершенствуется работа по всем маршрутам МТК. Так, по западному направлению в контакте с Азербайджаном, Ираном готовятся к запуску сквозные логистические сервисы.

«Решены проблемы перегруженности автомобильных пунктов пропуска, в проработке – совместная реализация инфраструктурных проектов, ускорение таможенного контроля и оптимизация процедур в части проектов «Зеленый коридор» и «Упрощенный таможенный коридор», – проинформировал чиновник.

В ближайшие 5 лет в рамках развития автодорог будет осуществлено строительство обходов Махачкалы, Дербента, Астрахани и Хасавюрта, что ускорит доставку грузов.
По железнодорожной инфраструктуре продолжается проект по переводу участка Дербент – Самур – государственная граница на систему тяги переменного тока. Это снизит простой поездов на ст. Дербент при смене рода тока.

Решаются и организационные вопросы. В частности, сообщил В. Иванов, с иранской стороной решен один из острых вопросов: российские водители при въезде в эту страну получат топливные карты, которые упрощают покупку топлива лицам без гражданства Ирана. При этом иранцы будут взимать компенсацию (платеж, включающий разницу между несубсидируемой и субсидируемой стоимостью топлива в этом государстве) только за объем, заправленный на территории Ирана.

Как провезти транзит

Несмотря на определенные подвижки, практически каждый день на маршрутах МТК с проблемами сталкиваются экспедиторы, свидетельствует президент Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Ольга Мельникова. Найти подвижной состав, особенно водный транспорт, крайне сложно, и это занимает немалое время, говорит она. Периодически дает знать о себе нехватка контейнерного парка.

«Сложно, иногда невозможно осуществить все проплаты. Если привлекаем иностранного исполнителя, например, на территории Ирана, Индии, Афганистана, нам нужно заплатить в конвертируемой валюте. Это проблема, особенно если привлекаются к работе иностранные судоходные компании», – рассказала О. Мельникова.

По-прежнему актуален и вопрос предоставления субсидий для повышения конкурентоспособности перевозок. В этом году по восточной ветке МТК перевезено порядка 15 тыс. т промышленных грузов в контейнерах, сообщил статс-секретарь – замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.

«Такой низкий объем перевозок связан с тем, что высокую плату берут государства, через которые проходит [маршрут]. В первую очередь это Казахстан, Туркмения», – уточнил замглавы Минпромторга. В этой связи планируется увеличить субсидии, что, как ожидается, активизирует трафик. Это, в свою очередь, позволит запросить скидки у стран-транзитеров за транспортировку большего объема грузов по их инфраструктуре.

За счет данной меры на восточное направление МТК Север – Юг может быть привлечено до 660 тыс. т промышленных грузов в год, говорит В. Евтухов.

Источник