Импорт товаров в контейнерах в Россию, который прежде рос быстрыми темпами, начал сокращаться. В декабре 2023 года железнодорожный экспорт впервые за год превысил импорт, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Центра ценовых индексов «Газпромбанка».
Это связано с сокращением контейнерного импорта, в первую очередь в портах Дальнего Востока. В декабре 2023-го груженый контейнерный экспорт составил 142,5 тыс. TEU, в то время как импорт находился на уровне 134,4 тыс. TEU, подсчитали аналитики Центра ценовых индексов. В отчетном периоде по сравнению с ноябрем 2023 года сильнее всего снизились контейнерные поставки в Россию автомобилей (-20%, до 29 тыс. TEU), электробытовых приборов (-12%, до 7,3 тыс. TEU), бумаги и целлюлозы (-15%, до 3,3 тыс. TEU). Самый заметный рост, на 59%, наблюдался в поставках обуви (4 тыс. TEU).
В РЖД аналитику Центра ценовых индексов подвергают сомнению, приводя собственные данные. А у монополии импорт груженых контейнеров по железнодорожной сети в декабре составил 140,3 тыс. TEU и превосходил экспорт, который составил 131,7 тыс. TEU.
Директор по стратегии и развитию FESCO Максим Шишков между тем заявил, что в декабре прошлого года стал заметен тренд на замедление импортных отправок по железной дороге. Это было связано с сезонным фактором и замедлением объемов поставок автомобилей, считает эксперт. При этом по словам господина Шишкова, по итогам 2023 года импортные отправки превысили экспортные в 1,6 раза. Прежде в России такого не было, подчеркнул эксперт.
РТСБ-РУС фиксирует падение импортных перевозок примерно с середины 2023 года, рассказал директор по продажам Евгений Барков. И это касается не только железнодорожных контейнерных перевозок, а в целом логистической отрасли, подчеркнул эксперт.
– На это повлияли как геополитические факторы и снижение покупательной способности, так и сложная экономическая ситуация в Китае и слабое субсидирование импортных железнодорожных перевозок, – пояснил Евгений Барков.
По оценкам аналитиков, зимой роста импорта не предвидится. Традиционно высокие объемы контейнерного импорта наблюдаются в январе, так как все грузоотправители стараются успеть до начала китайского нового года, напоминает аналитик Центра ценовых индексов Роман Шагалов. Но в январе 2024 года сезонного пика ожидать не стоит, считает эксперт. Так как потребительская активность низкая, а контейнеры перегружаются значительно дольше из-за погодных условий и задержек при подаче платформ. По оценкам Романа Шагалова, восстановление объемов импорта ожидается не раньше весны этого года.
Напомним, по прогнозам «ТрансКонтейнера», до 2030 года дисбаланс экспортно-импортных контейнерных потоков в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона сохранится в пределах 300 тыс. TEU.