Экспортно-импортные операции с Россией возможны через третьи страны

Международные санкции против РФ заставляют искать новых партнеров и логистические связи.

Нужен берег турецкий

О том, как выстраивать бизнес в новых внешнеполитических реалиях, говорилось на круглом столе «Санкции 2022: как бизнесу выжить и развиваться на азиатском треке», который состоялся 11 марта в Общественной палате РФ. Как было отмечено его участниками, после 24 февраля резко выросло число российских предпринимателей, заинтересованных в сотрудничестве с Китаем. Например, это характерно для автодилеров, работавших прежде в основном с европейскими и японскими брендами, предприятий химической, пищевой промышленности.

Как отметила вице-президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Анна Фомичева, сотрудничество с КНР будет усиливаться, но есть и другие страны, с которыми есть перспективы партнерства. Например, по легкой промышленности возможно расширить контакты с Киргизией и Узбекистаном.

Кроме того, для сотрудничества открыты страны БРИКС, куда, помимо Китая, входят ЮАР, Бразилия, Индия. Соглашение о свободной торговле у России действует с Ираном и Вьетнамом.

По словам вице-президента РАСПП, сейчас закрываются крупные контейнерные линии, обслуживаемые такими компаниями, как Maersk и MSC, но в обычном режиме продолжают работать сервисы FESCO, гонконгской Sinokor, китайских судовладельцев.

«Даже в Новороссийск предлагается сервис с перегрузкой в Турции. Мы должны привыкать к новым реалиям экспортно-импортной деятельности через третьи страны, это будет трендом в нынешней действительности», – прогнозирует А. Фомичева.

При этом география морских сообщений будет расширяться на Дальнем Востоке, добавила она. В марте появится сервис, который свяжет Владивостокский морской рыбный порт с Циндао и Шанхаем.

Китай ждет российские заказы

Участникам ВЭД придется менять прежние подходы к работе, подчеркнула вице-президент РАСПП. «Нужно считать как минимум три маршрута, определять новые финансовые модели. Нужно работать с новыми банками, которые не попали под санкции, переводить контракты в юани, если возможно. Вообще много чего (предстоит сделать. – Прим. ред.) интересного, что не делали раньше, так как работали по-другому, более просто», – заключила А. Фомичева.

В свою очередь, президент китайской Hylink Supply Chain Management Сунь Тяньшу опроверг расхожие мнения о том, что сегодня крайне затруднена логистика с КНР. Он изложил свой взгляд на транспортный коллапс, разыгравшийся в прошлом году.

Прошлогодний рост ВВП Китая обязан в основном тем, что США и страны Европы выделили много субсидий на борьбу с последствиями пандемии, пояснил менеджер. Это привело к всплеску заказов на товары из Поднебесной, что обернулось большими трудностями в перевозке грузов, поскольку американские порты оказались перегружены контейнерами и суда подолгу стояли в ожидании разгрузки. Отголосок проблемы ощутили в России.

Сегодня спрос на продукцию из КНР со стороны США и Евросоюза упал, сообщил г-н Тяньшу. «Но китайские мощности остались прежними, поэтому импортерам можно спокойно перейти на Китай. Китайские заводы, фабрики ждут ваши заказы», – заявил глава Hylink Supply Chain Management.

Он уточнил, что сегодня между КНР и Россией стабильно работает железнодорожное сообщение. В марте упал тариф на перевозку из-за того, что транзит грузов из Китая в Европу через территорию РФ сильно сократился. У железных дорог высвободились мощности, и новые перевозки между странами будут своевременно обеспечиваться, заверил С. Тяньшу.

Источник