Банки стали блокировать счета платёжных агентов и требовать комиссию с каждой сделки

Банки стали блокировать счета платёжных агентов и требовать комиссию с каждой сделки

Банки стали блокировать счета клиентов-юрлиц, которые оказывают услуги платежного агента третьим лицам, и в качестве условия разморозки требуют войти в пул их собственных агентов и платить комиссию с каждой сделки.

Также о таких случаях известно адвокатскому бюро Nordic Star, консалтинговой компании LWM (Стамбул) и независимым консультантам по международным расчета, сообщают «Ведомости» со ссылкой на свои источники на рынке. Издание приводит случай, когда банк по оборотам распознал среди своих клиентов посредника и заблокировал его счета.

Пострадавший агент смог избежать приостановки работы, но вынужден активнее задействовать другие схемы платежей на то время, которое займет согласование условий сотрудничества с банком или пока ищет новый с налаженными быстрыми маршрутами и недорогим валютным контролем. Для разблокировки счета банк затребовал условия, на которых агент работает со своими клиентами, данные о его платежной инфраструктуре за границей, направлениях платежей и прочую информацию.

Часто по достижении определенного оборота по счетам агенты согласовывают свою деятельность с руководством кредитной организации, отвечают в LWM. Когда принципиальных договоренностей нет, то «банк может начать создавать сложности», предупредил представитель компании. «Теневые» агенты привлекают существенный оборот конкретному отделению, но их присутствие среди клиентов грозит трудностями уже самим банкам, которые в итоге вынуждены лавировать между прибылью, риском и отношениями с клиентами-посредниками, констатировал эксперт.

Практика блокировок счетов независимых агентов уже перестала быть единичной, отмечает представитель Nordic Star. Он выделил три возможные причины этого тренда: снижение рисков мошенничества, выполнение антиотмывочных требований и давление регуляторов. Небанковские агенты могут представлять повышенные риски мошенничества, обнала и иных нарушений, поэтому в рамках внутреннего комплаенса банки предпочитают переводить их операции на более прозрачные и управляемые форматы, в том числе через собственные схемы.

С одной стороны, такая политика кредитных организаций усиливает прозрачность и снижает долю серых схем на рынке, с другой – создает проблемы добросовестным компаниям, например дополнительные комиссии и операционные издержки, что особенно критично для малого и среднего бизнеса. Также это снижает конкуренцию на рынке, отметил эксперт Nordic Star.

Финансовый директор платежного агента Money Roo не слышал о блокировках, но знает, что банки могут затягивать сроки платежей, чтобы склонить независимых посредников сотрудничать с ними. Сами агенты могут быть заинтересованы в доступе к банковской клиентуре, но бывает, что кредитные организации запрещают посредникам работать с кем-либо «на стороне», заметил она.

Блокировка счетов посредников также может быть вызвана недобросовестной конкуренцией со стороны банков, допускают в Pen & Paper. Сейчас идет конкурентная война между банковскими и независимыми агентами, но нередко в блокировках счетов виноваты сами агенты, которые не умеют работать в рамках антиотмывочного и валютного законодательства, потому что не имеют в штате бывших банковских сотрудников. «Правильный» агент структурирует сделки в рамках правового поля, детально анализирует партнеров и т. д.

Если клиент-юрлицо не имеет статуса лицензированной финансовой организации либо банковского платежного агента, то «запутанные и необычные» операции посредника могут показаться банку подозрительными с точки зрения антиотмывочного законодательства, рассуждает адвокат бюро NSP. Комплаенс-подразделения банков должны обращать внимание на такие транзакции и могут реагировать на них в том числе приостановкой, напомнил он.

по материалам: "Ведомости"